Введение в общую психологию

В учебном пособии раскрываются основные понятия психологической науки, освещаются ее наиболее значимые неприятности и способы. Книгана основе курса лекций, читавшегося автором в течение многих лет на факультете психологии МГУ для студентов 1 курса, сохраняет непринужденность общения с аудиторией, содержит много примеров из экспериментальных изучений, художественной литературы, жизненных обстановок. В ней удачно сочетаются большой научный уровень и популярность изложения фундаментальных вопросов обшей психологии.

Для студентов, начинающих изучать психологию; воображает интерес для широкого круга читателей.

Оглавление

  • Предисловие. ко второму изданию
  • Предисловие
  • Раздел I
    • Неспециализированная черта психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии
      • Лекция 1. Общее представление о психологии как науке
        • Задача курса. Особенности психологии как науки. Научная и житейская психология. Неприятность предмета психологии. Психические явления. Психологические факты
      • Лекция 2. Представления древних философов о душе. Психология сознания
        • Вопрос о природе души; душа как особенная сущность. Взаимоотношения души и тела; этические выводы. Факты сознания. Задачи психологии сознания; свойства сознания; элементы сознания
      • Лекция 3. Способ интроспекции и неприятность самонаблюдения
        • Рефлексия Дж. Локка. Способ интроспекции: Преимущества; дополнительные требования; неприятности и трудности; критика. Способ интроспекции и применение данных самонаблюдения (отличия). Тяжёлые вопросы: возможность раздвоения сознания; интро-, экстро– и моноспекция; самонаблюдение и самопознание. Терминология
      • Лекция 4. Психология как наука о поведении
        • Факты поведения. Бихевиоризм и его отношение к сознанию; требования объективного способа. Программа бихевиоризма; основная единица поведения; теоретические задачи; экспериментальная программа. Предстоящее развитие бихевиоризма. Его заслуги и недостатки
      • Лекция 5. Неосознаваемые процессы
        • Неосознаваемые механизмы сознательных действий; первичные автоматизмы и навыки; навыки и сознание; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий и психических состояний, их значение для психологии, примеры
      • Лекция 6. Неосознаваемые процессы. (продолжение)
        • Неосознаваемые побудители действий: З. Фрейд и его представления о бессознательном; формы проявления бессознательного; способы психоанализа. Надсознательные процессы. Сознание и неосознаваемое психическое. Способы обнаружения неосознаваемых процессов
  • Раздел II
    • Материалистическое представление о психике: конкретно-психологическая реализация
      • Лекция 7. Психологическая теория деятельности
        • Фундаментальные понятия и правила. Операционально-технические аспекты деятельности; действия и цели; операции; психофизиологические функции
      • Лекция 8. Психологическая теория деятельности. (продолжение)
        • Мотивационно-личностные аспекты деятельности; потребности, мотивы, особые деятельности; мотивы и сознание; мотивы и личность; развитие мотивов. ВНУТРЕННЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Деятельность и психические процессы. Теория деятельности и предмет психологии

        Введение в общую психологию

      • Лекция 9. Физиология движений и физиология активности
        • Механизмы организации движений по Н. А. Бернштейну: принцип сенсорных коррекций, схема рефлекторного кольца, теория уровней

        Введение в общую психологию

      • Лекция 10. Физиология движений и физиология активности. (продолжение)
        • Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н. А. Бернштейном: конкретно-физиологический, общебиологический и философский аспекты
      • Лекция 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе
        • Объективный критерий психики. Догадка А. Н. Леонтьева о происхождении чувствительности и ее экспериментальная проверка. Адаптивная роль психики в эволюции животных. Развитие психики в филогенезе: стадии и уровни. Основные особенности психики животных: инстинкты, их механизмы; соотношение инстинкта и научения; язык и общение; орудийная деятельность. Заключение
      • Лекция 12. Публично-историческая природа психики человека и ее формирование в онтогенезе
        • Догадка о происхождении сознания: роль труда и речи. Вопрос о природе психики человека. Культурная теория Л. С. Выготского: человек и природа; человек и его личная психика. Строение высших психических функций (впф); генетические аспекты, превращение интерпсихических взаимоотношений в интрапсихические; практические выводы; резюме. Усвоение публично-исторического опыта как главный путь онтогенеза человеческого индивида
      • Лекция 13. Психофизическая неприятность
        • Формулировка неприятности. Правила психофизического сотрудничества и психофизического параллелизма: аргументы за и против. Предлагаемое решение проблемы: D-мир, М-мир и Синдром Пигмалиона (по Дж. Сингу); точка зрения марсианина; снятие неприятности. Ограничения объяснения психического со стороны физиологии. Личные единицы анализа. Закономерности психологической науки
  • Раздел III
    • Индивид и личность
      • Лекция 14. Способности. Темперамент
        • Понятия индивид и личность. Способности: определение, неприятности происхождения и механизмов развития, резюме. Темперамент: определение и сферы проявления; физиологическая ветвь учения о темпераменте; психологические описания – портреты; учение о типах нервной системы и эволюция взоров на темперамент в школе И. П. Павлова. Разработка физиологических баз темперамента в советской дифференциальной психофизиологии (Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным и др.). Итоги
      • Лекция 15. Темперамент
        • Общее представление и определение. Разные степени выраженности: психопатии, их показатели, примеры; акцентуации, их типы, понятие места мельчайшего сопротивления. Биологические предпосылки и прижизненное формирование. Темперамент и личность. Неприятность обычного характера
      • Лекция 16. Личность и ее формирование
        • Еще раз: что такое личность? Критерии сформированной личности. Формирование личности: главный путь. Этапы (первое и второе рождение личности, по А. Н. Леонтьеву); стихийные механизмы; сдвиг мотива на цель; идентификация, усвоение социальных ролей. Самосознание и его функции
    • Приложение
      • Замысел семинарских занятий по курсу. Неспециализированная психология
  • Литература

Вам это понравится:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *