Мендельсон свадебный марш ноты

Felix Mendelssohn Bartholdy

Это Моцарт девятнадцатого столетия, самый яркий музыкальный талант, который яснее всех постигает несоответствия эры и лучше всех примиряет их.
Р. Шуман

Общение с важными живописцами, разнообразные музыкальные впечатления, посещение лекций в Берлинском университете, высокопросвещенная среда, в которой рос Мендельсон, — все содействовало стремительному опытному и духовному становлению. С 9 лет Мендельсон выступает на концертной эстраде, в начале 20-х гг. появляются первые его сочинения. Уже в молодости началась просветительская деятельность Мендельсона. Выполнение под его управлением Страстей по Матфею И. С. Баха (1829) стало историческим событием в музыкальной жизни Германии, подтолкнуло к восстановлению творчества Баха. В 1833-36 гг. Мендельсон занимает пост музик-директора в Дюссельдорфе. Желание поднять уровень выполнения, пополнить репертуар классическими произведениями (оратории Г. Ф. Генделя и И. Гайдна, оперы В. А. Моцарта, Л. Керубини) натолкнулось на равнодушие городских правительства, косность германского бюргерства.

Деятельность Мендельсона в Лейпциге (с 1836 г.) на посту дирижера оркестра Гевандхауз содействовала новому расцвету музыкальной жизни города, уже в XVIII в. прославленного своими культурными традициями. Мендельсон стремился привлечь интерес слушателей к величайшим произведениям искусства прошлого (оратории Баха, Генделя, Гайдна, Праздничная месса и Девятая симфония Бетховена). Просветительские цели преследовал и цикл исторических концертов — необычная панорама развития музыки от Баха до современных Мендельсону композиторов. В Лейпциге Мендельсон дает концерты фортепианной музыки, выполняет органные произведения Баха в церкви Св. Фомы, где 100 лет назад служил великий кантор. В 1843 г. по инициативе Мендельсона в Лейпциге открылась первая в Германии консерватория, по примеру которой были созданы консерватории в других германских городах. В лейпцигские годы творчество Мендельсона достигло наивысшего расцвета, зрелости, мастерства (Скрипичный концерт. Шотландская симфония, музыка к Сну в летнюю ночь В. Шекспира, последние тетради Песен без слов, оратория Илия и др.). Постоянное напряжение, интенсивность исполнительской и педагогической деятельности исподволь подтачивали силы композитора. Тяжелое переутомление, утраты родных людей (неожиданная смерть сестры Фанни) приблизили смерть. Мендельсон погиб в возрасте 38 лет.

Мендельсона завлекали разные жанры и формы, исполнительские средства. С равным мастерством писал он для оркестра и фортепиано, хора и органа, камерного ансамбля и голоса, обнаруживая настоящую универсальность дарования, высочайший профессионализм. В начале творческого пути, в возрасте 17 лет Мендельсон формирует увертюру Сон в летнюю ночь — произведение, поразившее современников органичностью плана и воплощения, зрелостью композиторской техники и свежестью, богатством фантазии. Расцвет молодости чувствуется тут, как, возможно, ни в каком другом произведении композитора, — законченный мастер в радостную минуту совершил свой первый взлет. В одночастной программной увертюре, появившейся под впечатлением комедии Шекспира, определились грани музыкально-поэтического мира композитора. Это яркая фантастика с оттенком скерцозности, полета, причудливой игры (фантастические танцы эльфов); лирические образы, сочетающие романтическую увлеченность, взволнованность и ясность, благородство выражения; образы народно-жанровые и картинные, эпические. Созданный Мендельсоном жанр концертной программной увертюры взял развитие в симфонической музыке XIX в. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Глинка, П. Чайковский). В начале 40-х гг. Мендельсон возвратился к шекспировской комедии и написал музыку к спектаклю. Лучшие номера составили оркестровую сюиту, прочно утвердившуюся, в концертном репертуаре (Увертюра, Скерцо, Интермеццо, Ноктюрн, Свадебный марш).

Содержание многих произведений Мендельсона связано с яркими жизненными впечатлениями от путешествий в Италию (солнечная, пронизанная южным светом и теплом Итальянская симфония — 1833), а также в северные страны — Англию и Шотландию (образы морской стихии, северного эпоса в увертюрах Фингалова пещера (Гебриды), Морская тишь и радостное плавание (обе 1832), в Шотландской симфонии (1830-42).

Базу фортепианного творчества Мендельсона составили Песни без слов (48 пьес, 1830-45) — превосходные образцы лирической миниатюры, нового жанра романтической фортепианной музыки. В противовес распространившемуся в то время эффектному бравурному пианизму Мендельсон формирует пьесы в камерном стиле, выявляя в первую очередь кантиленные, певучие возможности инструмента. Завлекала композитора и стихия концертной игры — виртуозный блеск, праздничность, приподнятость отвечали его артистической природе (2 концерта для фортепиано с оркестром, Блестящее каприччио, Блестящее рондо и др.). Известный Скрипичный концерт ми минор (1844) вошел в классический фонд жанра наровне с концертами П. Чайковского, И. Брамса, А. Глазунова, Я. Сибелиуса. Оратории Павел, Илия , кантата Первая Вальпургиева ночь (по Гёте) внесли большой вклад в историю кантатно-ораториальных жанров. Развитие исконных традиций германской музыки продолжили прелюдии и фуги Мендельсона для органа.

Многие хоровые произведения композитор предназначал для любительских хоровых обществ Берлина, Дюссельдорфа и Лейпцига; а камерные сочинения (песни, вокальные и инструментальные ансамбли) — для любительского, домашнего музицирования, во все времена очень популярного в Германии. Создание таковой музыки, обращенной к просвещенным любителям, а не только к специалистам, содействовало осуществлению основной творческой цели Мендельсона — воспитанию вкусов публики, активному приобщению ее к важному, высокохудожественному наследию.

Место и положение Мендельсона в истории германской музыки правильно выяснено П. И. Чайковским. Мендельсон, он утвержает, что постоянно останется примером идеальной чистоты стиля, и за ним будет признана резко очерченная музыкальная индивидуальность, бледнеющая перед сиянием таких гениев, как Бетховен ,— но высоко выдвигающаяся из толпы бессчётных музыкантов-ремесленников германской школы.

Мендельсон принадлежит к числу живописцев, у кого план и воплощение достигли той степени единства и целостности, которых не всегда удавалось добиться некоторым его современникам более броского и масштабного дарования.

Творческий путь Мендельсона не знает неожиданных срывов и наглых новшеств, кризисных состояний и крутых подъемов. Это не означает, что он протекал бездумно и безоблачно. Его первая личная заявка на мастера и независимого творца — увертюра Сон в летнюю ночь — жемчужина симфонической музыки, плод громадного и целеустремленного труда, подготовленный годами опытной выучки.

Серьезность с детства приобретенных особых знаний, разностороннее интеллектуальное развитие помогли Мендельсону на заре творческой жизни точно очертить круг очаровавших его образов, каковые на долгое время, если не навсегда, завладели его фантазией. В мире пленительной сказки он как бы получил самого себя. Рисуя чудесную игру иллюзорных образов, Мендельсон метафорически высказывал свое поэтическое видение настоящего мира. Жизненный опыт, познание столетиями накопленных культурных ценностей насыщали интеллект, вносили в процесс художественного совершенствования поправки, заметно углубляя содержание музыки, дополняя ее новыми мотивами и оттенками.

Мендельсон свадебный марш ноты

Но гармоническая цельность музыкального дарования Мендельсона сочеталась с узостью творческого диапазона. Мендельсон далек от страстной порывистости Шумана, возбужденной экзальтации Берлиоза, трагедийности и национально-патриотической героики Шопена. Сильным чувствам, духу протеста, настойчивым поискам новых форм он противопоставлял самообладание мысли и теплоту человеческого эмоции, строгую упорядоченность форм.

Вместе с тем образное мышление Мендельсона, содержание его музыки, равно как и жанры, в которых он творит, не выходят из русла искусства романтизма.

Мендельсон свадебный марш ноты

Сон в летнюю ночь либо Гебриды не меньше романтичны, чем произведения Шумана либо Шопена, Шуберта либо Берлиоза. Это типично для многоликого музыкального романтизма, в котором скрещивались разные течения, на первый взгляд кажущиеся полярными.

Мендельсон примыкает к крылу германского романтизма, ведущего свое начало от Вебера. Характерная для Вебера сказочность и фантастика, одушевленный мир природы, поэзия далеких преданий и сказаний, обновленная и расширенная, переливается в музыке Мендельсона заново отысканными красочными тонами.

Из широкого круга романтической тематики, затронутой Мендельсоном, наиболее художественно завершенное воплощение взяли темы, связанные с областью фантастики. В фантастике Мендельсона нет ничего мрачного, демонического. Это яркие образы природы, рожденные народной фантазией и во множестве рассыпанные в сказках, мифах, либо же навеянные эпическими и историческими преданиями, где тесно сплелись действительность и фантазия, реальность и поэтический вымысел.

От народных истоков образности — незатемненность колорита, с которым так естественно соответствуют легкость и изящество, мягкая лирика и полетность фантастической музыки Мендельсона.

не меньше близка и естественна для этого живописца романтическая тема природы. Относительно редко прибегая к внешней описательности, Мендельсон узкими ясными приемами передает определенное настроение пейзажа, вызывает его живое эмоциональное чувство.

Мендельсон, выдающийся мастер лирического пейзажа, оставил в таких произведениях, как Гебриды, Сон в летнюю ночь, Шотландская симфония, прекрасные страницы живописно-картинной музыки. Но и образы природы, фантастики (довольно часто они сплетены неразрывно), проникнуты мягким лиризмом. Лиризм — значительнейшее свойство дарования Мендельсона — окрашивает все его творчество.

Мендельсон свадебный марш ноты

Не обращая внимания на приверженность к искусству прошлого, Мендельсон — сын своего века. Лирический аспект мира, лирическая стихия предопределила направление его художественных поисков. С данной общей тенденцией романтической музыки сходится постоянная увлеченность Мендельсона инструментальной миниатюрой. В противоположность искусству классицизма и Бетховена, культивировавшего сложные монументальные формы, соразмерные философской обобщенности жизненных процессов, в искусстве романтиков первый замысел отводится песне, небольшой инструментальной миниатюре. Для запечатления самых узких и преходящих оттенков эмоции малые формы оказались наиболее органичными.

Крепкая связь с демократическим бытовым искусством обеспечила прочность новому виду музыкального творчества, помогла выработать для него определенную традицию. Лирическая инструментальная миниатюра уже В первую очередь XIX века заняла положение одного из ведущих жанров. Обширно представленный в творчестве Вебера, Фильда, в особенности Шуберта, жанр инструментальной миниатюры выдержал долгое опробование временем, продолжая существовать и развиваться в новых условиях XX века. Мендельсон — прямой преемник Шуберта. К шубертовским экспромтам примыкают прелестные миниатюры — фортепианные Песни без слов. Эти пьесы подкупают своей неподдельной искренностью, простотой и задушевностью, завершенностью форм, исключительным изяществом и мастерством.

Мендельсон свадебный марш ноты

Правильную чёрта творчеству Мендельсона дает Антон Григорьевич Рубинштейн: . в сравнении с другими великими сочинителями ему (Мендельсону. — В. Г. ) не добывало глубины, серьезности, величия. , но . все его создания — пример по совершенству форм, по технике и по благозвучию. Его Песни без слов сокровище по лирике и фортепианной прелести. Его Концерт для скрипки единствен по свежести, красоте и благородной виртуозности. Эти произведения (в число которых Рубинштейн включает Сон в летнюю ночь и Фингалову пещеру. — В. Г. ). ставят его наравне с высшими представителями музыкального искусства.

Мендельсон написал огромное количество сочинений в самых разных жанрах. Среди них много произведений больших форм: оратории, симфонии, концертные увертюры, сонаты, концерты (фортепианные и скрипичные), большое количество инструментальной камерно-ансамблевой музыки: трио, квартеты. квинтеты, октет. Имеется духовные и светские вокально-инструментальные сочинения, и музыка к драматическим пьесам. Большую дань дал Мендельсон популярному жанру вокального ансамбля; им написано множество сольных пьес для отдельных инструментов (в основном для фортепиано) и для голоса.

Полезное и увлекательное содержится в каждой области творчества Мендельсона, в любом из перечисленных жанров. Все же самые типические, сильные черты композитора проявились в двух, казалось бы, не соприкасающихся сферах, — в лирике фортепианных миниатюр и в фантастике его оркестровых произведений.

Вам это понравится:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *